4 - 5 лет


Показатели речевого развития детей 4-5 лет.

Звукопроизношение.
1. Смешение шипящих и свистящих /ш на с, ж на з/
2. Замены соноров /л на р/./Но, если замены на [й], то отмечается отставание в появлении звуков данной группы /.
3. Отсутствие [р],[рь].

Слоговая структура слова.

  1. Правильно произносятся слова из открытых слогов без стечения согласных (панама), из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце (помидорки, троллейбусы) .
Фонематическое восприятие.
1. Показ на картинках слов- паронимов (коза-коса, мишка –мышка).
2. Выделение [р] из ряда звуков  (п, т, с, р, л, р).  
3. Выделение [м], [р]из слов.

Развитие словаря.
1. Употребляют существительные, обозначающие профессии.
2. Употребляют глаголы, обозначающие трудовые действия.
3. Определяют и называют местоположение предмета, время суток, характеризуют состояние и настроение людей.
4. Используют сущ., обозначающие названия частей и деталей предметов (кресло - спинка, ножки, седенье, подлокотники)
5. Используют прилагательные, обозначающие свойства (шерсть - пушистая, мягкая, белая..).
6. Используют наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.

Развитие грамматического строя речи.
1. Морфология.
- Совершенствуется умение правильно использовать предлоги (Мяч лежит под столом. Мяч достали из - под стола)
- Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: лежать (лежи), бежать (беги), ехать (едь).
2. Словообразование.
-Образуют форму мн.ч. сущ., обозначающих детёнышей животных/по аналогии /, употребляют их в И. и Р.п. (телята -телят, бельчата - бельчат)
- Правильно используют форму мн.ч. сущ. Р.п. (столов, стульев)
3. Синтаксис.
- Правильно согласуют слова в предложении.
- Учатся исп. простейшие виды: У меня кошка, а у папы собака. Я люблю лето, потому что летом можно загорать и купаться.

Развитие связной речи.
1. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные.
2. Составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины.
3. Совершенствуется диалогическая речь.
4. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию
задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы.